UA
 

International Herald Tribune: Соседи России прокляты географией

Корреспондент.net,  6 августа 2007, 18:40
0
11

"Путинская Россия - это единственная Россия, которая есть <...> у всех нас. Это та Россия, с которой придется иметь дело, какова бы она ни была, какой бы она ни стала. А страны, которые являются ее соседями, прокляты географией", пишет International Herald Tribune в материале под заголовком Другой России у нас нет.

Означает ли поворот к авторитаризму во внутренней политике России Владимира Путина, что характер режима меняется фундаментально?

Те, кто связан с новой системой, оправдывают ее как жизненно важное утверждение авторитета государства, закладку фундамента системы, которая будет по сути своей демократической, санкционируемой путем выборов и напоминающей (на взгляд этих россиян) голлистское правительство во Франции в 1960-е годы.

Страны, которые являются ее [России]соседями, прокляты географией. Переселиться в другое место они не в силах. Их американские друзья живут на другом континенте

Голлистская Пятая Республика в каком-то смысле была монархией, где монарх становился таковым благодаря выборам. Президенту предоставлялись почти абсолютные полномочия на выбор государственной политики в области обороны и международных отношений. Президент также определял общий курс внутренней политики, но не был главой правительства. В реальности правительство формировалось парламентским большинством под руководством премьер-министра. На последнего возлагалась ответственность за политику, которую проводил он сам.

На взгляд многих российских либералов, а также иностранных наблюдателей путинский режим все больше становится похож на исправленную и модернизированную версию старого советского режима, который делает упор уже не на идеологии, а на национализме и экономической мощи. Путин лично уверял, что в истории СССР меньше черных страниц, чем в прошлом США, упомянув о расизме, атомной бомбардировке гражданского населения в Хиросиме и Нагасаки и применении "эйджент орандж" во Вьетнаме.

Из его расшифровки советской истории вымараны ГУЛАГ и сталинский террор, хотя предшественники Путина - Михаил Горбачев и Борис Ельцин - говорили об этих фактах и осуждали их. Ельцин как-то даже предложил провести над советским режимом суд по модели Нюрнбергского процесса.

По мнению Лоры Мандевиль, которая принадлежит к числу самых проницательных западных корреспондентов в Москве, Путин, по-видимому, стремится внушить народу идею преемственности своего режима с коммунистическим прошлым, которое в его версии очищено от преступлений и возвеличено за разгром нацистской Германии. Это делается, чтобы придать легитимность его собственной политике.

Некоторые из самых типичных былых беззаконий при Путине возвращаются
Однако "чистка" по вытравливанию былых беззаконий далеко не полна - некоторые из самых типичных при Путине возвращаются. Недавно журналистка Лариса Арап была заключена в психиатрическую больницу - этот вид наказания почерпнут из опыта тоталитарного советского прошлого. Имели место физические нападения на других журналистов, диссидентов и участников демонстраций оппозиции, а также убийства некоторых критиков власти, остающиеся нераскрытыми.

Телевидение, кино и индустрия развлечений становятся все "патриотичнее", особенно в том, что касается воспевания героев советской разведки, где служил Путин, - их память ежегодно чтят в "День чекиста" (отсылка к тайной полиции, учрежденной большевиками).

Высказывается мнение, что россияне после своего горького опыта в новейшей истории считают утопическими либеральные и гуманитарные нормы, навязываемые им Западом, а нажим Запада - лицемерным.

Они готовы поверить, что "цветные революции" в странах "ближнего зарубежья" России, поощряемые Вашингтоном и Брюсселем, - это попытки взять Россию в кольцо политической изоляции. Они также воспринимают выход США из договоров о вооружениях, экспансию НАТО к российским границам, деятельность американских военных на Кавказе, новые базы США в Средней Азии, Румынии, Болгарии и Польше, а также противоракетный щит, который Вашингтон хочет разместить в Польше и Чехии, равносильными военной агрессии.

Как пишет Андрей Грачев, экс-советник Горбачева, Запад впервые после краха коммунистического режима воспринимается в России как центр силы, "с которым приходится иметь дело, но с которым Россию не объединяет общее будущее".

Путинская Россия - это единственная Россия, которая есть у всех нас
Западноевропейские государства-члены ЕС, имеющие с Россией важные экономические и энергетические связи, склонны к оптимистическому взгляду на будущее европейско-российских отношений и проявляют значительную терпимость к нынешним репрессивным тенденциям при Путине, учитывая катастрофические экономические и политические последствия неудачной модели рыночного капитализма, которая была установлена в стране под американским влиянием после падения Горбачева.

Новые члены ЕС, являющиеся соседями России, - страны Балтии и Польша - и такие кандидаты на членство в ЕС, как Грузия, уверяют, что Россия возвращается к тому же гнету и неприязни к либеральному Западу, которые были для нее характерны на протяжении значительной части ее истории, к тому, жертвами чего в XX веке стали они сами.

Негодуя на Россию и агрессивно поддерживая сторонников жесткого курса из администрации Буша, они склонны забывать, что путинская Россия - это единственная Россия, которая есть у них - да и у всех нас. Это та Россия, с которой придется иметь дело, какова бы она ни была, какой бы она ни стала. А страны, которые являются ее соседями, прокляты географией. Переселиться в другое место они не в силах. Их американские друзья живут на другом континенте. Более того, в Америке администрации сменяются, и следующая вашингтонская власть, вполне возможно, откажется от курса Буша по отношению к России. Такова уж сила национальных интересов.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Читать комментарии