UA
 

Rzeczpospolita: Украина - бурные века

11 мая 2007, 16:18
0
20

Знаменитый польский режиссер Ежи Гоффман в своем интервью рассказал о новом фильме, на создание которого его вдохновила книга бывшего президента Украины Леонида Кучмы Украина - не Россия.

Rzeczpospolita: Чем вас заинтересовала написанная бывшим президентом Леонидом Кучмой книга "Украина - не Россия", которая и вдохновила съемки фильма?

Ежи Гоффман: Вначале меня заинтриговало название книги. Для нас это очевидно - мы знаем, что Украина - не Россия, но многие россияне все еще считают, что к землям, некогда входившим в состав российской империи, они могут относиться как к части Великороссии.

"Я отправился в удивительное путешествие сквозь века, и делюсь своими впечатлениями", - говорите вы в комментарии. Как вы готовились к съемкам фильма?

 - Если бы я не стал режиссером, то стал бы историком. Связь между историей Польши и Украины мне очень близка, это объеденные сосуды. Будучи убежденным в правоте слов Ежи Гедройца [Jerzy Giedroyc] о том, что нет свободной Польши без свободной Украины и наоборот, я решил доказать это на экране. Поскольку я должен был снять политический и честный фильм об Украине, обязательным условием была объективность. Я привлек к сотрудничеству специалистов: украинских историков, и левых, и правых, обратился к источникам, к книгам польских и советских историков, к публикациям западных ученых. Я сопоставлял взгляды, каждую тему, каждый вопрос мы анализировали с нескольких точек зрения - по крайней мере, с трех, а иногда и с шести, семи.

Была ли эта работа настолько же объемной, как и работа над "Трилогией" [Trylogia]?

- Над монтажом этого фильма мне пришлось потрудиться больше чем с "Потопом" [Potop]: монтаж длился более двух лет. К счастью, моя фамилия была отмычкой, открывавшей двери многих архивов, музеев и других институтов, так что перед съемками мы имели возможность ознакомиться с польскими, украинскими, российскими коллекциями, которые редко можно увидеть. Мы также смогли заглянуть в летописи, дневники, старые печатные книги; просмотреть сотни фильмов, альбомов, негативов с тысячами фотографий. Не все знают, как много собраний ценностей польской и украинской культуры есть у шведов - во время шведского потопа они забирали произведения искусства, документы, оружие - все, что можно было вывезти. В Швеции находится булава гетмана Хмельницкого и много казацких знамен… Также научные центры многочисленной украинской эмиграции в США и Канаде предоставили мне свои фонды. Сегодня нашего собрания иконографии времен казачества хватило бы на несколько фильмов.

В первой части сериала вы напоминаете о рождении государственности и ее закате.

- Я обратился к предыстории, показываю красоту Приднепровья, возвращаюсь к крещению Руси в 988 г., династическим связям с Польшей и Россией: говорю, чем было гетманство и казачество. После монголо-татарского нашествия в XIII в. и битвы под Легницей [Legnica], Украина стала буфером, защищавшим земли Речи Посполитой от напора орды. Отец Хмельницкого погиб под Цецерой, Богдан Хмельницкий тоже попал под Цецерой в турецкий плен - он воевал там вместе с гетманом Жулковским. Мы не смогли использовать военный потенциал казаков - свободных людей. Их восстания кроваво подавлялись: мы лишились нескольких десятков тысяч храбрых солдат. Я уверен, что если бы произошло объединение Речи Посполитой трех народов, Польша не исчезла бы с карты Европы практически на полтора столетия. Нашими конфликтами воспользовалась Россия, а результатом стали разделы.

И русификация?

- Когда Екатерина II ликвидировала Сечь, царская власть сделала ставку на православие, пробуждение взаимной неприязни между покоренными народами, и вела свою политику таким образом, чтобы украинцы признали, что они являются частью России. Был закрыт Лицей имени Кременецкого, польский и украинский языки убрали из преподавания в Вильнюсском университете, в украинских университетах преподавание велось только по-русски. Антипольский климат царил также в учебных заведениях Чехии и Австро-Венгрии, в которых училась украинская молодежь.

Третью часть фильма занимает история времени двух мировых воин, борьбы за свободу и границы. У украинцев не было шансов на обретение независимости?

- Пилсудский, объединяясь с атаманом Петлюрой, хотел, чтобы будущая Украина была, прежде всего, буферным государством между Польшей и Советами. Петлюра тоже заключал союз не от великой любви к полякам, но потому, что он видел  в Польше союзника в партии за независимость страны, а также шанс для победы над большевистской Россией и большевистской Украиной. Военные успехи Пилсудского растратили его противники национал-демократы, подписавшие рижский договор. А маршал в Сейме мог лишь сказать: "Извините"!

Вы намеревались снять триптих, но сняли четвертую часть, которую посвящаете выходу Украины из состава советской империи. Приостановит ли сегодняшняя борьба между политиками процесс демократизации?

- Образование независимой Украины было неожиданностью для Запада и Востока. Европейский Союз хотел бы, чтобы Украина была прозападным государством, но он не дал ей никакой определенной перспективы. Россия, восстанавливающая свои силы после распада СССР, тоже не хочет отказываться от своего влияния. Некоторые аналитики утверждают, что Украина может расколоться на западную и восточную часть. Но я думаю, что президенту Ющенко удастся сохранить единство, и до советизации дело не дойдет. Сегодня важно, чтобы граждане Украины сохранили культурные связи и уважение к закону.

Вы начинали свою кинематографическую деятельность в роли документалиста - достаточно вспомнить картины "Сувенир с Кальварии" [Pamiątkę z Kalwarii], "Дети обвиняют" [Dzieci oskarżają]… Теперь вы дарите столь ценный подарок соседям. Такой сериал о польской истории нужен и нам - у вас нет искушения его снять?

- Несмотря на потерю государственности, польский народ не лишился исторической, языковой и культурной преемственности; наш фильм был бы, как минимум, вдвое длиннее, и был бы дороже. А я вернулся к работе практически с другого конца радуги, после операции. И мне исполнилось 75 лет. Возможно, я пригодился бы, если бы в Польше решили снимать такой документальный фильм. Теперь я намерен вернуться к съемке художественных фильмов.

Ежи Гоффман, режиссер

• Родился 15 марта 1932 г. в Кракове. В 1940 г. был вместе с семьей сослан в Сибирь. Учился в Институте Кинематографии в Москве

• Как документалист сотрудничал с Эдвардом Скужевским [Edward Skуrzewski], в 1955 г. оба дебютировали с художественным фильмом "Гангстеры и филантропы" [Gangsterzy i filantropi]

• Наиболее известные фильмы: "Закон и кулак" [Prawo i pięść], "Потоп" [Potop], "Пан Володыевский" [Pan Wołodyjowski], "Прокаженная" [Trędowata], "До последней капли крови" [Trędowata], "Знахарь" [Znachor], "Огнем и мечем" [Ogniem i mieczem], "Старая сказка" [Stara baśń].

Как рождался исторический сериал

Более трех лет Ежи Гоффман работал над фильмом "Украина. Рождение народа" [Ukraina. Narodziny narodu]. Он снял документальную зарисовку. В четырех 50-минутных сериях есть прошлое и настоящее.

Часть I - "От Руси до Украины" - уже была показана в Киеве, где ее тепло встретили. Она напоминает нам предысторию Приднепровья, крещение в 988 г., могущество Галицкой Руси, славу и падение казачества.

Часть II - "Украина или Малороссия" - попытка возвращения во времена романтических бунтов, восстаний и пробуждения украинского национально сознания, к которому стремились писатели и интеллектуалисты, такие как Пантелеймон Кулиш, Тарас Шевченко, Иван Франко.

Часть III - "Вместе навеки" (от Рижского соглашения 1921 г. до Ялтинской конференции 1945 г.) - повествует, среди прочего, о горькой судьбе населения Украинской Советской Республики. В IV Части - "Независимость" (от Ялтинской конференции до "оранжевой революции") - Гоффман рассматривает события, которые принесли Украине свободу. Их сопровождают размышления о патологиях молодой демократии. Фильм появился одновременно в четырех языковых версиях: украинской, польской, русской и английской.

Соавтор сценария Тадеуш Иваньский [Tadeusz Iwański], композитор - Кшесимир Дембский [Krzesimir Dębski], операторы - Ярослав Жамойда [Jarosław Żamojda] и Богдан Вежбицкий [Bohdan Wierzbicki]. Директоры фильма - Юзеф Ярош [Jуzef Jarosz] и Владимир Князев, продюсеры - Ежи Р. Михалюк [Jerzy R. Michaluk] и Елена Коломийченко. Телевизионный показ картины в Польше и Украине запланирован на осень.

Перевод: UK2 watch.com

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Читать комментарии