UA
 

Леонид Кучма: Я – директор! (I)

13 марта 2001, 10:56
0
211

Знать нас так, как не знаем себя даже мы сами, могут только соседи. Это для французов да американцев: что Украина, что Ямайка - одна Буркина-Фасо. Поляки же знают нас как облупленных. Вот и получается, что так тонко – с иронией и сарказмом – об украинском характере мог написать только поляк (Мартин Войцеховский, "Gazeta Wyborcza").

«Скажите, какое государство мы строим?» – вопрошал в ноябре 1992-го года депутатов Верховного Совета Украины Леонид Кучма. Несколькими минутами ранее его утвердили на посту премьера. Слова руководителя правительства, бывшего директора завода, мгновенно стали афоризмом. 

Спустя пару недель взорвалась гиперинфляция. Купоны, заменившие советские рубли, стремительно обесценивались. В пору премьерства Кучмы цены достигли рекордных высот, увеличившись в 170 тысяч раз! Многие люди потеряли все, что зарабатывали годами. Пробыв несколько месяцев на посту главы правительства, Кучма ушел в отставку, сославшись на “недостаток полномочий”. Впечатление от достигнутых его кабинетом «экономических успехов» было настолько гнетущим (ранее Кучма гордился своими управленческими способностями), что Леонид Данилович решил бежать из политики, куда глаза глядят. К счастью (или на беду?), соратникам с большим трудом удалось уговорить его остаться - дабы поучаствовать в президентских выборах 1994 года. Кучма колебался, отпирался, но, в конце концов, выиграл, хотя после первого тура в его победу никто не верил. Получив во втором туре 52% голосов, Леонид Данилович на несколько процентов опередил Леонида Макаровича. 

Сразу же после выборов - по старой советской традиции - государственные типографии напечатали портреты нового вождя в нескольких форматах – дабы чиновникам было, что повесить над письменными столами. Едва срок пребывания Кучмы в президентском кресле достиг своей половины, предусмотрительные царедворцы, зная что «хозяин» выставит свою кандидатуру на пост президента вторично, заказали в киевском издательстве “Мистецтво” альбом “Леонид Кучма – человек и  президент”. Одно лишь заглавие, данное авторами предисловию своего опуса – “Биография Президента – жизнеописание народа”, говорит о многом. “Как установили американские ученые, – пишет Владимир Дрозд, автор предисловия, - на территории Украины впервые в мире приручили коня и изобрели колесо. Недалеко от села на Черниговщине, где родился и вырос Леонид Кучма, археологи обнаружили исторические реликвии мирового значения – клыки мамонта, украшенные узорами, какими ныне украшают украинские рубашки, рушники, пасхальные писанки. На берегу протекающей неподалеку Десны нашли древнейшие в мире музыкальные инструменты, изготовленные в эпоху позднего палеолита из кости мамонта”. 

В первом ряду

Жители села Чайкино, где 62 года назад родился Кучма, вероятно, и до сих пор не догадываются о том, как благодарен им мир. Иначе как беспросветной глухоманью, село не назовешь. Электричество в домах местных жителей появилось лишь в 60-х гг.: Кучма вспоминал, что впервые увидел лампочку только в средней школе. Асфальтовую дорогу проложили и вовсе в 90-х гг. – не месить же президенту грязь, добираясь в родное село. 

Отец Леонида Даниловича не вернулся с войны - погиб в Белоруссии. Кучма регулярно посещает могилу отца, отдавая при этом дань уважения всем ветеранам Великой Отечественной войны. На школьной фотографии Кучма сидит за первой партой – в день съемки он оказался одним из немногих школяров, обутых в ботинки. Узнав, что в школу приезжает фотограф, заботливая мать одолжила Лене обувку у соседей.

Окончив школу, Кучма отправляется в Днепропетровск и поступает на престижный факультет физики. В ту пору Днепропетровский университет был союзного подчинения – в отличие от других украинских вузов, находившихся в ведении Министерства просвещения УССР. Выпускников факультета распределяли, как правило, на завод «Южмаш», крупнейшее в СССР предприятие по производству ракет. На заводе работало около 50 тысяч человек. 

В 70-х гг. роль Днепропетровска в советской империи значительно возросла. И не только благодаря гигантам ВПК, таким, как «Южмаш». С городом была связана биография Леонида Брежнева, генерального секретаря КПСС. В России до сих пор вспоминают, что в 1968 г. на верхушку власти Брежнева вытолкнуло днепропетровское “ракетное” лобби. В брежневские времена в окрестностях города появились целые поселки с дачами членов московского политбюро. «Члены» наведывались в Днепропетровск чаще, чем в Киев. 

С этим связана одна весьма забавная история. Помимо теннисных кортов, саун, бассейнов и прочих - диковинных для «всего советского народа» - «удобств», престарелым членам Политбюро часто предлагали женское общество. Из соседних колхозов собирали пару десятков физически здоровых и красивых девчат,  поголовно называемых «Галочками». Ни какой другой город Союза не мог похвастаться подобным подарком для “московских товарищей”. Девчатам-затворницам время от времени хотелось по-настоящему развлечься. Контактов с партийными «дедами» было явно не достаточно для темпераментных молодушек. Как только какая-то из “Галочек” вырывалась из «золотой клетки», следовал грандиозный скандал. Вследствие этого большинство собраний комиссии партийного контроля при горкоме партии посвящалось тому, как удержать в руках “Галочек”. Вот в таком «интересном» городе и выбивался в люди Кучма... 

Злословы утверждают, что Кучма не сделал бы карьеры, не женись он на дочке высокого начальника. А так, дескать, рядовой инженер-производственник сразу же оказался в конструкторское бюро, где была собрана интеллектуальная элита советского ВПК.  В изданной незадолго до последних выборов автобиографии Кучма неохотно говорит о том периоде своей жизни: полученная от завода квартира, отпуски в Болгарии, воскресные выезды с сослуживцами на шашлыки… Несколько десятилетий человеческой жизни уместились в несколько слов…

- Мне тяжело оценивать тогдашнего Кучму, но думаю, он был достаточно способным человеком.  Иначе не смог бы в сорок лет стать парторгом Южмаша. В то время это кресло было поважнее директорского, - рассказывает философ Мирослав Попович.

С того времени Кучма располагал служебным самолетом, подчинялся непосредственно членам Политбюро ЦК КПСС, курировавшим ВПК, имел в Москве больший вес, нежели первый секретарь ЦК КПУ. В обязанности Кучмы входил контроль за выполнением заводом плана. Руководство не интересовали методы достижения цели. План должен быть выполнен и все тут!  Кучма был хорошим руководителем. «Трехэтажным» матом строил по стойке «смирно» даже генерала. Если человек пытался объяснить, что по каким причинам не в состоянии успеть в срок, Кучма кричал: "У тебя что, два партбилета?". Угроза де  йствовала безотказно. Страх потерять партбилет, а, значит, поставить крест на собственной карьере и лишиться всех привилегий, творил чудеса.

Кучма утверждает, что лично принимал участие в запуске 112 ракет. Возглавлял подразделение, испытывавшее ракеты «Зенит» и «Циклорн». Испытания, как правило, проходили на Байконуре. По причинам безопасности летали в Казахстан через Москву. Высидеть несколько часов в транспортном самолете непросто. В память о том времени, Кучме достались ежегодные  – особенно по весне - приступы боли в позвоночнике, а также слабость к хорошеньким стюардессам. Хотя частная жизнь президента покрыта тайной, супруга главы государства призналась как-то перед камерой, что  их брак сохранился благодаря ее умению прощать...

Траур в Галичине

В середине 80-х Кучма был сначала главным инженером, а затем директором «Южмаша». В 1988 году впервые попал на Запад – в Италию и Германию – в составе туристической делегации директоров крупнейших предприятий СССР. 

- Тогда я понял, что у нас вовсе не так хорошо, как годами внушала нам пропаганда” – рассказал в прошлогоднем интервью «Газете Выборчей» Кучма.

В качестве директора гигантского завода он вошел в состав Верховного Совета УССР. Того, что вскоре объявил Украину независимым государством. Вопреки тому, что написано в официальной биографии, Кучма не принимал участия в достижении независимости своей страны. Он совершенно не разбирался в политике, слова для выступления в Верховном Совете не брал, а если и решался на это, то, только проконсультировавшись с сидевшим рядом Владимиром Филенко, в то время представителем реформаторского крыла в коммунистической партии, а ныне членом Форума национального спасения (вот это ирония судьбы!).

По совету Филенко Кучма представил парламенту постановление об экономическом суверенитете Украины, предшествовавшее обретению полного суверенитета.

- Настроения тогда были такими, что все выступали за независимость.  В ходе референдума за нее высказалось 90% жителей Украины. Таким образом, разделять общее мнение – не большое геройство, -  говорит профессор Попович.

Первый президент независимой Украины Леонид Кравчук, хоть и является доктором экономических наук, решил, что экономику лучше передать в руки премьера. После нескольких проб выбор  пал на Кучму. Директор огромного завода, народный депутат, глава Союза промышленников и предпринимателей, Кучма казался идеальным кандидатом. Тем не менее, отношения Кучмы и Кравчука не  сложились. Возможно, оба интуитивно чувствовали, что вскоре окажутся соперниками. Из обещанных реформ ничего не получилось. Уход Кучмы из премьерского кресла означал поражение, тем не менее, Леонид Данилович во всеуслышание заявил о недостатке полномочий.

Борьба за президентское кресло в 1994 г. не стала для Кучмы приятным испытанием: едва говоря по-украински и выступая за предоставление русскому языку статуса государственного, он в глазах Западной Украины был почти предателем. Там более 90% избирателей проголосовало за Кравчука.  Были даже такие, кто грозился эмигрировать в случае победы Кучмы. В первом туре победил Кравчук, и на триумф Кучмы во втором никто практически не рассчитывал. Ведь действующий президент всегда в более выгодном положении, особенно в странах бывшего СССР, где его победу кует весь госаппарат. Не известно, какой ценой, но советникам Кучмы перед вторым туром удалось договориться с назначенными Кравчуком руководителями областей: по джентльменскому соглашению, они воздержались от помощи обоим кандидатам. Кучма выиграл главным образом благодаря голосам более многочисленных руссифицированных жителей Востока и Юга страны. В Галичине на несколько недель установился траур.

Кучма, однако, удивил всех. Неожиданно стал все лучше говорить по-украински, оставил идею придания государственного статуса русскому языка, патриотическими жестами «зарабатывал очки» в Западной Украине. Его правая рука, Владимир Горбулин бросил девиз: «Во внешней политике Кучма – патриот, во внутренней - либерал, a в социальной – социал-демократ». Емко…

(продолжение следует)

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Читать комментарии