UA
 

МиК: "Все наши страны живут на византийском пространстве..."

18 января 2006, 16:35
0
6

Новая российская энергетическая политика продолжает приносить политические дивиденды, говорится в статье, опубликованной на сайте информационно-аналитического агентства "МиК".

Спустя несколько недель после начала переговорного процесса, не такого громкого, как с Украиной, но такого же упорного, "Газпром", наконец, договорился о цене для газ для Молдавии - в первом квартале с.г. она составит $110 за тысячу кубометров - так же, как и для Грузии. Разница состоит лишь в том, что Москва и Кишинев более четко договорились об участии "Газпрома" в работе газотранспортной и газораспределительной системы Молдавии, чем Москва и Тбилиси.  Однако в обеих случаях конкретные решения должны быть приняты до 1 апреля, иначе льготные $110 могут перерасти в запрашиваемые $160.

О реализации совместных проектов и строительстве на Украине новых газопроводов договорились недавно и два президента - В.Путин и В.Ющенко, однако и после этого отношения Москвы и Киева никак не хотят вписываться в логику цивилизованных, динамично развивающихся и т.д.

Видимо, несоответствие желаемого действительному как мотивация при принятии решений будет ставиться во главу угла еще долго, а открытость политической системы Украины  - привлекать тех в России, кто считает нынешний режим не соответствующим собственным интересам. Поэтому неудивительно, что глобальный газовый конфликт уже через несколько дней после урегулирования сменился локальным, затрагивающим интересы российского Черноморского флота и касающимся принадлежности маяков на морском побережье.

В понедельник министерство транспорта и связи Украины заявило, что они являются украинской собственностью, а "всеми украинскими навигационно-гидрографическими объектами обеспечения безопасности мореходства, в том числе гидротехническим сооружением „Маяк Ялтинский“, руководит „Госгидрография“, которая входит в структуру Министерства транспорта и связи Украины". Уже на следующий день вице-премьер России, министр обороны Сергей Иванов назвал это заявление неправдой и подчеркнул, что данные объекты, и, в том числе, ялтинский маяк, находятся в ведении Черноморского флота России. Комментируя факты захвата указанных объектов, министр заверил, что "охране российских объектов предоставлены все полномочия в соответствии с Уставом гарнизонной и караульной службы". Из чего многие поспешили сделать вывод, что речь идет о возможном применении российской стороной оружия при осуществлении попыток украинской стороны завладеть собственностью, которую она считает своей.

 "Давление на Москву с целью принудить ее убраться из Севастополя нарастает с тех пор, как к власти на Украине пришел г-н Ющенко - комментирует ситуацию британская "The Independent". - С тем чтобы еще сильнее насолить Москве, в данный момент проводится тотальная ревизия всех объектов ВМБ Севастополь, используемых российским ВМФ, а Киев обвинил Россию в незаконном использовании некоторых из них и в незаконной сдаче других в поднаем частным коммерческим структурам.

Послание Киева ясно: Россию больше не хотят видеть в Севастополе. В интервью украинским средствам массовой информации министр иностранных дел Украины Борис Тарасюк именно так и сказал. "Скажите мне, почему все-таки прокуратуры и суды другого государства действуют на территории нашего государства? Почему повсюду развиваются российские флаги? Почему российские военные патрули с личным оружием блокируют целые улицы, свободно передвигаются по городу? Это ненормально".

А между тем, коллега Сергея Иванова, министр обороны Украины Анатолий Гриценко, заявил в интервью газете "Коммерсант", что арендная плата за базирование Черноморского флота России в Крыму может быть увеличена до 400 млн. долларов в год - то есть, более чем в 4 раза. "Это курортная зона, спрос на землю очень большой, а предложения - ограничены", - пояснил он.

Обратный путь от флота к газу, как известно, недолог. 17 января заместитель председателя правления "Газпром" Александр Медведев заявил, что хотя ставка транзита российского газа через территорию Украины, установленная соответствующим соглашением "Газпрома" и "Нафтагаз Украины", и составляет $1,6 за тыс. куб м на 100 км в течение 5 лет, однако аванс за транзит, который ранее был сделан "Газпромом", будет использован по старой ставке $1,09 за тыс. куб на 100 км. Таким образом, реальная ставка транзита на 5 лет будет меньше, чем $1,6…

Сомневаться в том, что и Украина может найти между строк подписанного договора что-то несоответствующее своим интересам, не приходится. И так, скорее всего, будет продолжаться до тех пор, пока власть либо в одной, либо в другой стране не сменится…

А значит, вовсе не законы рынка, а политический режим в той или иной стране диктует правила игры, которые устанавливает с этой страной Россия. И этот принцип остается доминирующим даже тогда, когда лидеры двух стран заявляют о дружбе.

Может ли Россия вообще дружить со странами, политические системы в которых имеют иную направленность? Или, скажем так, возможно ли создание конструктивных отношений между странами, когда векторы их развития совершенно разные?

Ответить на эти вопросы МиК попросил Вячеслава Игрунова, директора Международного института гуманитарно-политических исследований:

- Ну, прежде всего, я хотел бы сказать, что хотя между Россией и Украиной сегодня существует заметная щель, и еще больше она заметна между Россией и Грузией, однако, я бы не хотел говорить, что у нас разные режимы.

Сегодня принято считать, что Украина - страна демократическая, Грузия - страна демократическая, а Россия - страна авторитарная. Но, я бы хотел подчеркнуть, что авторитарные элементы в управлении Грузией ничуть не меньше, чем российские. И говорить о том, что у нас разные режимы, было бы совершенно неправильно.

О принципиальном различии в режимах российским и грузинским речи быть не может. Существуют серьезные различия между ситуацией украинской и российской. Но пока еще эти различия не столь велики и сегодня, в общем-то, Украина не вышла из той же авторитарной модели, в которой сейчас работают и Грузия, и Россия. И, тем более, если мы говорим о Молдавии.

В Молдавии такой же авторитарный режим, как и в Грузии, и в России. Поэтому речь идет в данном случае не о различных политических системах, а речь идет о разных геополитических ориентациях. Здесь это играет гораздо более важную роль.

Что касается дружбы, то все наши страны живут на византийском пространстве. Поэтому можно улыбаться друг другу в лицо, трясти друг друга за руки, и при этом готовить друг другу гадости. Это совершенно нормальная практика и здесь она имеет место.

Что же касается нашей особой любви между Путиным и Ющенко, то я не думаю, что это была демонстрация какого-то урегулирования конфликта. Если вы вспомните сентябрь, время после отставки Тимошенко, то тогда здесь в Москве тоже говорили, что Ющенко - лучший партнер, и кто может быть лучше Ющенко на Украине, он законный президент, и мы привыкли работать с законной властью… А потом разразился соответствующий конфликт.

На мой взгляд, нынешнее российское руководство заинтересованно в неэффективном украинском правительстве и в несильном украинском руководстве. Поэтому Ющенко для них является нормальным партнером. Заявить о дружбе с Ющенко - это значит, в некотором смысле, ослабить оппонентов Ющенко, избиратели которых ориентируются больше на Россию, и чуть-чуть усилить самого Ющенко. Сильно или нет, я не знаю, но, тем не менее, такая попытка делается. Но она вовсе делается не потому, что Путин испытывает особо теплые чувства по отношению к Ющенко, а потому, что политическая игра толкает его к этому шагу.

- А как Вы считаете, какие силы на Украине выиграли в результате газового конфликта, а какие ослабли? Как отразился этот кризис на самом президенте?

Я хочу сказать так: этот газовый конфликт привел к дальнейшей радикализации украинского раскола. Националисты получили достаточно аргументов, чтобы говорить, что Москва душит Украину газом, а те, которым Ющенко и националисты не нравятся, получили аргументы для того, чтобы говорить: посмотрите, какое неэффективное у нас правительство и видите, оно продало национальные интересы, сдало национальные интересы.

И в этом смысле наиболее радикальные критики, наиболее радикальные крылья выиграли, наверное, больше всего. Точно также, как те, которые ориентируются на Россию, могут спокойно заявлять: смотрите, вы хотели жить без России, и получите!

Таким образом, все это действует просто на вымывание центра из украинской политики и на раскол украинского общества.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Читать комментарии