UA
 

FT: Внешний мир определяется, на чьей он стороне

25 ноября 2004, 22:43
0
20

"Внешний мир определяется, на чьей он стороне: Януковича или Ющенко", - пишет Квентин Пил, The Financial Times, Великобритания.

Бедная Украина! Веками эта огромная плодородная равнина была полем сражений для созданных другими народами империй: российской, польской, литовской, германской и какой только еще. Затем, 13 лет назад, в результате распада Советского Союза эта страна приобрела национальную независимость, о которой украинский народ всегда мечтал, но получить которую никогда всерьез не надеялся. И вот сейчас эта территория, кажется, обречена снова стать зоной конфронтации между внутренними силами, стать новым разделительным рубежом между Россией и Западом.

В момент, когда десятки тысяч обманутых украинских избирателей устраивают демонстрации протеста на улицах Киева, требуя пересчета голосов, чтобы присудить победу кандидату от оппозиции Виктору Ющенко, внешний мир определяется, на чьей он стороне.

Европа и Америка говорят, что это все начали россияне, нагло вмешавшись в выборную кампанию в Украине в поддержку действующего премьер-министра Виктора Януковича, который выступает на пророссийской платформе. Российский президент Владимир Путин дважды приезжал в Украину, чтобы убедиться, что это послание дошло до украинских избирателей.

Разумеется, с тех пор, как распался Советский Союз, россиянам всех политических убеждений трудно соглашаться с тем, что Украина вышла из состава их родины. Большинство россиян считает украинскую независимость аберрацией, которую в свое время нужно будет исправить. И то, что правительство в Москве должно ясно дать понять, кто является его предпочтительным кандидатом в Киеве, принимается как должное.

США и Европейский союз (ЕС) определенным образом напрашивались на негативную реакцию России. Они не делали секрета из своего предпочтения "прозападному" г-ну Ющенко. На этой неделе г-н Путин дал свой ответ. Своими поступками, если не словами, он, кажется, заявляет: "Мы не позволим ему (г-ну Ющенко - прим. пер.) стать победителем".

Возрождение конфронтации в духе "холодной войны" ставит украинцев перед отчаянной дилеммой. Они не могут себе позволить сделать окончательный выбор между Востоком и Западом, однако их к этому выбору принуждают вопреки их собственному желанию.

В умах большинства украинцев эти выборы не увязывались с вопросом о том, выступают они за или против России. Выборы, по сути, касались главным образом необходимости устранить от власти в Киеве коррумпированную клику. Так вышло, что эта клика пришла из русскоговорящей Восточной Украины.

Не приходится сомневаться в том, что в день выборов имели место "вбросы" избирательных бюллетеней и подлоги. В преимущественно русскоговорящей Донецкой области с населением 5 миллионов человек в голосовании приняли участие якобы 97% от общего числа зарегистрированных избирателей, причем они в большинстве своем проголосовали за г-на Януковича. А в предшествовавшие дню выборов месяцы все ресурсы правительства и принадлежащего государству телевидения выделялись в поддержку именно этого кандидата.

Страна разделилась на националистический Запад с центром в Львове и на в основном русскоговорящий Восток с центрами в Харькове и в угледобывающем Донбассе. Но возможно, что масштабы этого раскола гиперболизированы. И, пожалуй, это произошло именно из-за грубого вмешательства России.

Сторонники г-на Ющенко не голосовали за немедленное вступление в Организацию Североатлантического договора (НАТО) или в ЕС. Если на то пошло, г-н Ющенко заявил, что выведет украинских солдат из Ирака, а это не такой жест, который станет приветствовать Вашингтон. Но поскольку г-н Ющенко, в противоположность "государственникам" из числа бывших руководителей советских предприятий в окружении президента Леонида Кучмы и премьер-министра Виктора Януковича, стоит на более либеральной и прорыночной платформе, в его избирательной кампании появился прозападный подтекст.

Во всех странах - членах ЕС украинские послы были вызваны, чтобы выслушать протесты в связи с подтасовкой выборов. Однако некоторые протесты, возможно, были вялыми. Странам ЕС, возможно, стало бы проще жить с победившим г-ном Януковичем, чем с таким человеком, как г-н Ющенко. Крупные страны не хотят без необходимости злить г-на Путина.

Либеральное, ориентирующееся на Запад правительство в Киеве стало бы ожидать от ЕС существенной финансовой помощи на воссоздание своих институтов управления и перестройку своей экономики. Оно также стало бы рассчитывать на четкую перспективу членства в ЕС. Но бывшему комиссару ЕС по вопросам расширения Гюнтеру Ферхойгену всегда нравилось заявлять, что Украине следует оставить "европейскую перспективу, но не перспективу членства в ЕС" еще, по меньшей мере, на 20 лет.

Суровая реалия для украинцев заключается в том, что они в основном оставлены на произвол судьбы. Им требуется время и пространство, чтобы привести в порядок собственный дом. Лучшее, что могут для них сделать Европа и Америка, это убедить г-на Путина отступиться и позволить им самим заняться своими делами. Возможно, придется убеждать его много и долго.

Перевод: ИноСМИ.Ru

Оригинал публикации: A faultline between Russia and the west

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Читать комментарии